Воспитатель Путивцова Ирина Валерьевна

Опыт работы "Построение предметно-пространственной среды в логопедической группе с учетом ФГОС"

 Актуальность.

Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи. Каждый специалист, работающий с детьми с ОНР, знает ее неоценимое значение.

Умело организованная предметно-развивающая среда позволяет вывести детей на качественно новые уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии.

Практическая значимость моей  работы состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

В логопедических группах  должна быть такая развивающая среда, чтобы она служила правильно выбранной коррекционной цели и была системой в процессе работы.

 

Цель  моей работы: разработать  модель такой  развивающей предметно - пространственной среды,  которая бы способствовала  гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия  ФГОС ДО.

Задачи: - изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды;

- приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

При построении развивающей среды в нашей группе, которую посещают дети с задержкой речевого развития, мы опирались на ряд принципов организации пространства в группе. Это, прежде всего сочетание привычных и неординарных элементов; открытость - закрытость пространства; гибкое зонирование, стимулирующее самостоятельность и творчество ребенка; возможность свободного выбора деятельности; принцип стабильности

Предметно-развивающая среда, созданная в нашей группе динамична, педагогически целесообразна, создает комфортную обстановку, способствует эмоциональному благополучию детей.

 

В группе создан театрально-музыкальный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью.

Здесь  имеются куклы для настольного и  пальчикового театров, шапочки-маски, элементы костюмов, ширмы для кукольных театров. Имеются  записи музыкальных и литературных произведений, голосов животных и птиц, театральных шумов.

 

 

Далее я  работала над книжным уголком  —  ведь это необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей.

Что же  мы помещаем в книжный уголок?

- Книги, соответствующие возрасту детей. Кроме программных книг, выставляем книги, которыми интересуются дети.

- Познавательная и детская энциклопедическая литература.

- Сборники считалок, чистоговорок, пословиц, поговорок, загадок.

- Детские журналы.

- Альбомы фотографий родного города (деревни), детских писателей, праздников, проводимых в группе.

- Портреты детских писателей, с произведениями которых дети хорошо знакомы.

- Панно, картины, рисунки любимых литературных героев.

- Диафильмы, слайды, диски с детскими сказками.

- Наборы открыток (тематические, сюжетные).

- Настольно-печатные, речевые игры.

 

Отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка  является:

- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;

- гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;

- вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;

- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

 

Теоретический материал  нашего физкультурного уголка. - это

- картотека подвижных игр;

- картотека малоподвижных игр;

- картотека физкультминуток;

- картотека утренних гимнастик;

- картотека считалок;

 - иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;

 - символика и материалы по истории Олимпийского движения;

Практический игровой  физкультурный материал и оборудование:

- материал для подвижных игр;

- дидактические игры о спорте;

- пособия для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

коврики массажные, нестандартное оборудование, массажные мячи.

-  пособия для игр и упражнений с прыжками:  скакалки, обручи, ленты с кольцами.

- пособия для  игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием: мячи разного размера, кольцеброс, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли.

Уголок природы,

который органично вписывается в интерьер, является украшением групповой комнаты и позволяет детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за  растениями.  Подбор и размещение объектов в уголок природы проводим в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой  и Санитарными Правилами и Нормами.

Что мы помещаем в наш уголок природы:

- Муляжи овощей и фруктов.

- Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

- Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.

- Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

- Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.

- Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. А также пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки).

- Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» , лото и  многое другое.

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи наших детей.

В связи с этим мы  оформили центр «Будем говорить правильно», представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально.

  Здесь мы собрали разнообразный практический материал для организации речевых игр:пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

Таким  образом,  предметно-развивающая среда нашей группы способствует организации коррекционно-развивающего обучения  и  индивидуализации  в  соответствии  с речевым  дефектом  ребёнка.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

13 декабря 2015 в 14:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.