Воспитатель Путивцова Ирина Валерьевна
Опыт работы "Построение предметно-пространственной среды в логопедической группе с учетом ФГОС"Актуальность. Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи. Каждый специалист, работающий с детьми с ОНР, знает ее неоценимое значение. Умело организованная предметно-развивающая среда позволяет вывести детей на качественно новые уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии. Практическая значимость моей работы состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы. В логопедических группах должна быть такая развивающая среда, чтобы она служила правильно выбранной коррекционной цели и была системой в процессе работы.
Цель моей работы: разработать модель такой развивающей предметно - пространственной среды, которая бы способствовала гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия ФГОС ДО. Задачи: - изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды; - приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере. При построении развивающей среды в нашей группе, которую посещают дети с задержкой речевого развития, мы опирались на ряд принципов организации пространства в группе. Это, прежде всего сочетание привычных и неординарных элементов; открытость - закрытость пространства; гибкое зонирование, стимулирующее самостоятельность и творчество ребенка; возможность свободного выбора деятельности; принцип стабильности Предметно-развивающая среда, созданная в нашей группе динамична, педагогически целесообразна, создает комфортную обстановку, способствует эмоциональному благополучию детей.
В группе создан театрально-музыкальный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Здесь имеются куклы для настольного и пальчикового театров, шапочки-маски, элементы костюмов, ширмы для кукольных театров. Имеются записи музыкальных и литературных произведений, голосов животных и птиц, театральных шумов.
Далее я работала над книжным уголком — ведь это необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. Что же мы помещаем в книжный уголок? - Книги, соответствующие возрасту детей. Кроме программных книг, выставляем книги, которыми интересуются дети. - Познавательная и детская энциклопедическая литература. - Сборники считалок, чистоговорок, пословиц, поговорок, загадок. - Детские журналы. - Альбомы фотографий родного города (деревни), детских писателей, праздников, проводимых в группе. - Портреты детских писателей, с произведениями которых дети хорошо знакомы. - Панно, картины, рисунки любимых литературных героев. - Диафильмы, слайды, диски с детскими сказками. - Наборы открыток (тематические, сюжетные). - Настольно-печатные, речевые игры.
Отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка является: - содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности; - гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ; - вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей; - периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Теоретический материал нашего физкультурного уголка. - это - картотека подвижных игр; - картотека малоподвижных игр; - картотека физкультминуток; - картотека утренних гимнастик; - картотека считалок; - иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта; - символика и материалы по истории Олимпийского движения; Практический игровой физкультурный материал и оборудование: - материал для подвижных игр; - дидактические игры о спорте; - пособия для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук: коврики массажные, нестандартное оборудование, массажные мячи. - пособия для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи, ленты с кольцами. - пособия для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием: мячи разного размера, кольцеброс, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли. Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, является украшением групповой комнаты и позволяет детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за растениями. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводим в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой и Санитарными Правилами и Нормами. Что мы помещаем в наш уголок природы: - Муляжи овощей и фруктов. - Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. - Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные. - Рисунки детей о природе и поделки из природного материала. - Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе. - Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. А также пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). - Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» , лото и многое другое. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи наших детей. В связи с этим мы оформили центр «Будем говорить правильно», представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Здесь мы собрали разнообразный практический материал для организации речевых игр:пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Таким образом, предметно-развивающая среда нашей группы способствует организации коррекционно-развивающего обучения и индивидуализации в соответствии с речевым дефектом ребёнка. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. 13 декабря 2015 в 14:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.